Микрорайон, прилегающий к нынешнему Центру культуры и досуга «Кировец», безусловно, один из самых интересных в Дачном. Местные жители называют его Форель. О богатой истории Форели на пр. Стачек – наш сегодняшний рассказ.
Первым владельцем приморской дачи на этом месте был сподвижник Петра I адмирал Иван Михайлович Головин. После его смерти дача была разделена на две части, которые перешли в руки его сыновей. В последствие западный участок перешел в руки сенатора А.Л. Нарышкина, а в самой середине XVIII века его приобрел гофмаршал К.Е. Сиверс. По проекту знаменитого Ф.Б. Растрелли в имении началось возведение одноэтажного дворца - каменной усадьбы в стиле зрелого барокко. Много раз сюда приезжала Екатерина II, любившая охотиться на птицу в местных болотистых зарослях. 8 июня 1766 года в доме даже прошел большой праздничный прием в честь императрицы, начало которого современник описал так: «Ее императорское Величество... шествовать изволила в приморский дом обер-гофмаршала и кавалера Его Светлости графа Карла Ефимовича Сиверса. По прибытии туда у крыльца Ее Величество встречена Его Светлейшеством и фамилиею и изволила проходить в покои. По вступлении в залу, в то время на хорах играла музыка на органах. Побывав несколько в покоях, изволила проходить в сад...».
После смерти Сиверса владельцы участка и расположенных на нем строений менялись. Сначала - фаворит императрицы Г.А. Потемкин, затем - вице-канцлер И.А. Остерман, которому из казны было выдано 10 000 рублей на перестройку здания в стиле классицизма. От Остермана усадьба перешла в руки сановника князя П.П. Щербатова, которому она приносила огромные убытки. В течение многих лет хозяин публиковал в газетах объявления о продаже дачи, и, наконец, отдал ее за 200 000 рублей под больницу для умалишенных. Работы по превращению бывшего дворца в первую в Петербурге государственную психиатрическую клинику Всех скорбящих начались в 1828 году. Свой профиль она сохранила и после октября 1917 года, получив имя Анри Огюста Фореля - известного швейцарского психиатра и общественного деятеля.
В годы Великой Отечественной войны оказавшиеся на линии фронта больничные корпуса сильно пострадали. Было принято решение реконструировать его под Дом культуры, дополнив комплекс новыми жилыми домами для рабочих Кировского завода. Так, в 1950 - 1964 годах сохранившиеся здания больницы были капитально перестроены в стиле сталинского классицизма. Так сформировался Кировский жилгородок.
В центральном корпусе открылся Дом культуры «Кировец». Башня главного здания была снесена, его надстроили до трех этажей, флигели - до 4 и увенчали бельведерами. Почти без перемен сохранились лишь соединительные галереи с колоннадами, во внутреннем дворе от XVIII века осталась колоннада центральной части главного корпуса и несколько старых лиственниц. За пределами каре главного корпуса уцелел старый круглый пруд, когда-то находившейся в составе регулярного сада-парка.
Архитектурный ансамбль Кировского жилгородка вне всякого сомнения следует считать памятником архитектуры середины ХХ века, однако не стоит забывать и его довоенную историю: в этой короткой статье мы лишь приоткрыли ее страницы…
|